Возрастные особенности

Возрастные особенности детей     4-5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Физическое  развитие
В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные  изменения  наблюдаются  в  развитии  моторики.  Дошкольники лучше удерживают  равновесие  перешагивая  через  небольшие  преграды., нанизывает  бусины  (20 шт.)  средней  величины  (или  пуговицы)  на  толстую леску.
            В  4-5  лет  у  детей  совершенствуются  культурно-гигиенические  навыки  (хорошо освоен  алгоритм  умывания,  одевания,  приема  пищи):  они  аккуратны  во  время еды,  умеют  правильно  надевать обувь,  убирают  на  место   свою  одежду, игрушки,  книги.  В  элементарном   самообслуживании  (одевание,  раздевание, умывание  и  др.)  проявляется  самостоятельность  ребенка.

Социально-личностное  развитие
К  5  годам  у  детей  возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У  детей  формируется потребность  в  уважении  со  стороны  взрослого,   для  них  оказывается чрезвычайно  важной  его  похвала.  Это  приводит  к  их  повышенной обидчивости  на  замечания.  Повышенная  обидчивость  представляет  собой возрастной  феномен. Совершенствуется  умение  пользоваться установленными формами вежливого  обращения.
 В игровой деятельности  появляются  ролевые  взаимодействия.  Они указывают на  то,  что  дошкольники  начинают  отделять  себя  от  принятой  роли.  В процессе  игры  роли  могут  меняться.  В  этом возрасте  начинают появляться постоянные партнеры  по  игре.  В  общую  игру  может  вовлекаться  от  двух  до пяти  детей, а продолжительность совместных  игр  составляет  в среднем  15-20 мин.
            Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)  -  проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
            К  5-ти  годам  в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными)  проявляется  самостоятельность.

Познавательно-речевое  развитие
Изменяется  содержание  общения  ребенка  и  взрослого.  Оно выходит  за пределы  конкретной  ситуации,  в  которой оказывается  ребенок.  Ведущим становится  познавательный  мотив.  Информация,  которую  ребенок  получает  в процессе  общения,  может  быть  сложной  и  трудной  для  понимания,  но  она вызывает  интерес. В  речевом  развитии  детей  4-5  лет  улучшается  произношение  звуков (кроме сонорных)  и дикция.  Речь  становится  предметом  активности  детей.  Они удачно  имитируют  голоса  животных,  интонационно  выделяют  речь  тех  или иных  персонажей.  Интерес  вызывают ритмическая  структура  речи,  рифмы. Развивается  грамматическая  сторона  речи.  Дети занимаются  словотворчеством на  основе  грамматических  правил.  Речь  детей  при  взаимодействии  друг  с другом  носит  ситуативный  характер,  а  при  общении  со  взрослым  становится внеситуативной.
В  познавательном  развитии  4-5  летних  детей  характерна  высокая мыслительная  активность.  5-ти летние  «почемучки»   интересуются  причинно- следственными  связями  в  разных  сферах  жизни  (изменения  в  живой  и неживой  природе,  происхождение  человека),  профессиональной  деятельностью взрослых  и  др.,  то  есть  начинает  формироваться  представление  о  различных сторонах  окружающего  мира.  К  5-ти  годам  более  развитым  становится восприятие. Дети  оказываются  способными  назвать  форму  на  которую  похож тот  или  иной  предмет.  Они  могут  вычленять  в  сложных  объектах  простые формы  и  из  простых  форм  воссоздавать  сложные  объекты.  Дети  способны упорядочить  группы  предметов  по  сенсорному  признаку – величине, цвету; выделить  такие  параметры,  как  высота, длина  и  ширина.  Совершенствуется ориентация  в пространстве.
Возрастает объем  памяти.  Дети  запоминают  до  7-8 названий  предметов.  Начинает  складываться  произвольное  запоминание:  дети способны  принять  задачу  на  запоминание,  помнят  поручения  взрослых,  могут выучить  небольшое  стихотворение  и  т.д. 
Начинает   развиваться  образное мышление.  Дети  оказываются  способными  использовать  простыне схематизированные  изображения  для  решения  несложных задач. Увеличивается устойчивость  внимания.  Ребенку  оказывается  доступной  сосредоточенная деятельность  в  течение  15-20 минут.
Усложняется  конструирование.  Постройки  могут  включать  5-6  деталей. Формируются  навыки  конструирования  по  собственному  замыслу,  а  также планирование  последовательности  действий.

Художественно-эстетическое  развитие
На  пятом  году  жизни  ребенок  осознаннее  воспринимает  произведения художественно-изобразительно-музыкального  творчества,  легко  устанавливает простые  причинные  связи  в  сюжете,  композиции  и  т.п.,  эмоционально откликается  на  отраженные  в  произведении искусства  действия,  поступки, события,  соотносит  увиденное со  своими  представлениями  о  красивом, радостном,  печальном,  злом  и  т.д.  У ребенка  появляется  желание  делиться своими  впечатлениями  от  встреч  с  искусством,  со  взрослыми  и  сверстниками.
  Продолжает  развиваться  воображение.  Формируются  такие  его особенности, как  оригинальность  и  произвольность.  Дети  могут  самостоятельно  придумать небольшую  сказку  на  заданную  тему.
Значительное  развитие  получает  изобразительная  деятельность.  Рисунки становятся  предметным  и  детализированным. В  этом  возрасте  дети рисуют предметы  прямоугольной,  овальной  формы,  простые изображения  животных. Дети  могут  своевременно насыщать  ворс кисти краской, промывать  по окончании  работы.   Графическое  изображение  человека  характеризуется наличием  туловища,  глаз,  рта,  носа,  волос,  иногда  одежды  и  ее  деталей.  Дети могут вырезать  ножницами  по  прямой,  диагонали,  к  5  годам  овладевают приемами  вырезывания  предметов  круглой  и  овальной  формы.  Лепят предметы  круглой,  овальной,  цилиндрической  формы,  простейших  животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и тд.). Может петь протяжно, при этом начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе. 

• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. 
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). 

•Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. • Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.




Комментариев нет: